14.04.2017

ФТС объяснила ситуацию с сертификатами соответствия стран ЕАЭС

В России уже около месяца сотрудниками таможенных органов не принимаются сертификаты соответствия, выдаваемые странами-участниками ЕАЭС, и входящие в пакет документов, необходимых для оформления деклараций на импортируемые в Россию товары. Сотрудники ФТС выступили с разъяснениями относительно текущей ситуации и перспектив ее разрешения.

В ведомстве отмечают, что ситуация возникла на почве необходимости обеспечения безопасности России от проникновения на ее территорию некачественной продукции, при этом в ФТС основное внимание уделяется вопросам нормативно-правового регулирования вопроса.

В качестве основополагающего документа рассматривается протокол о техническом регулировании, выступающий в качестве приложения к договору ЕАЭС. В документе четко прописывается круг лиц, имеющих право выступать в качестве заявителей по товарам, пересекающим границы Таможенного Союза. Данная информация отражается в пунктах 2 и 5 протокола.

В Таможенной службе отмечают, что любой товар имеет иностранного производителя, который в дальнейшем выбирает своего представителя, наделяя его полномочиями в сфере оценки безопасности данного товара, импортируемого на территорию Таможенного Союза. Данное право законодательно закрепляется только за юридическими лицами, регистрация которых была осуществлена на основе законодательных требований страны, в которой данное лицо зарегистрировано. Таким образом, российские заявители должны иметь российскую регистрацию, а например, компании-заявители из соседней Белоруссии должны иметь регистрацию в этой стране.

Именно этот момент в документе и стал причиной многочисленных нестыковок, когда заявитель документов и регистрирующий орган находятся в различных странах. В ведомстве отмечают, что не планируют подвергать сомнению существующий Единый реестр сертификатов, но хотят иметь необходимое разграничение в рамках операций, проводимых с конкретными видами товаров. Одни операции касаются ввоза продукции, другие охватывают исключительно хранение или реализацию. В ФТС в свою очередь уполномочены регулировать только операции, касающиеся ввоза на территорию Таможенного Союза импортных товаров, гарантируя необходимую безопасность государств, входящих в объединение.

Еще один момент касается существования Единого реестра сертификатов. Сам реестр существует, но нормативов, требующих обращения представителей таможенных органов к нему в случае необходимости нет. Не существует и документов, регламентирующих каналы подобного обращения, и заверение получаемой информации. Вопрос совершенно «сырой», и требует полноценной проработки.

Реализация подобного доступа должна осуществляться в электронном формате, чтобы обеспечить необходимое упрощение процедур. Например, чтобы было достаточно в граф указывать сведения о номере разрешительного документа. В дальнейшем же доступ к реестру в электронном виде должны получить и представители таможенного органа. Вот только реализовать подобный механизм удастся только после того, как будет создана необходимая нормативно-правовая база, детализированы каналы передачи данных и другие нюансы.

Между тем, объединение «масок» представляет собой технически сложную задачу. Сегодня масками обладает 17 органов власти, а число разрешительных документов приближается к четырем десяткам. Каждый из них обладает собственным номером и кодом, различается по структуре, и имеют массу мелких особенностей и отличий. В случае, если масса этих данных в электронных декларациях будет иметь неправильное отражение, будет парализована вся система, и визуализировать не один из органов власти не получится.

В ФТС в свою очередь провели внушительный объем работ в рамках организации межведомственной интеграции, что позволило обеспечить работоспособность масок, и существенно упростить участникам ВЭД основные процедуры. Единый реестр пока в данную систему не входит, и в Таможенной службе хотели бы провести и его интеграцию в существующую систему. Но это требует времени.

Пока же законодательство предусматривает обращение в случае понесения ущерба за компенсацией к заявителю, но в случае, если это иностранный орган, фактически сделать этого не представляется возможным.

Что касается сроков реализации проекта интеграции с Единым реестром сертификатов, то вопрос пока находится на стадии проработки, и не имеет конкретных сроков реализации.

Минпромтест

Центр по сертификации и лицензированию
© 2007-2023 Центр по сертификации и лицензированию "Минпромтест"