Контроль качества продукции – не является прерогативой государства!
В современном обществе бытует стойкое мнение о том, что контролировать качество всей выпускаемой и продаваемой продукции на территории страны обязано государство. На самом деле, данное суждение очень далеко от истины. Правительство осуществляет контроль исключительно за безопасностью продукции, используя для этих целей процедуры сертификации и декларирования. Безопасность продукции – это одна из важнейших составляющих качества, но она не гарантирует абсолютного качества продукта. При этом многие поддаются заблуждению, считая, что сертифицируется именно качество продукции. Но истина в данном случае такова, что под сертификацию подпадает только безопасность продукции, а отнюдь не ее качество. Производитель обязан гарантировать, прежде всего, безопасность продукции, а будет ли она качественная или нет, остается на его совести. Оценить отношение государства к контролю качества товара можно примерно следующим образом: главное правило – это безопасность, а общее качество – второстепенно.
Контроль качества со стороны государственной власти
Низкое качество продукции находящейся на прилавках магазинов вызывает в обществе крайнюю обеспокоенность. Это так же связано с воспоминаниями о тех временах, когда контролем качества продукции занималось непосредственно государство. Чуть более чем два десятилетия назад, во времена советской системы планирования, данными вопросами занимались именно государственные органы. Однако следует разобраться – на самом ли деле было соблюдение всех правил и норм, гарантировавших качество выпускаемой продукции?
Существенные недостатки экономики Советского Союза
Для советской экономики соблюдения необходимых стандартов качества всегда представляло значительную проблему. Прекрасно осознавая, что именно благодаря качеству продукции, в большой мере определяется уровень и продолжительность жизни населения, руководители страны провозгласили борьбу за качество – одной из главных задач страны. Главным оружием в борьбе с не качественными товарами стал общеизвестный Государственный стандарт (ГОСТ). Во всех ГОСТах регламентировались основные требования к качеству, которые были обязательными для исполнения. Госстандарт занимался непосредственным надзором за соблюдением всех норм и правил при производстве продукции. Удавалось достигать значительных результатов, так как данное ведомство имело большое влияние и широкие полномочия. Общий надзор за соблюдением ГОСТов на местах приходилось осуществлять территориальным органам Госстандарта, которыми являлись специализированные центры стандартизации и метрологии.
Чем грозило несоблюдение ГОСТа
Стандарты были обязательными для всех производителей продукции, на всех стадиях его производства. Каждый стандарт провозглашал о том, что его несоблюдение приведет к преследованию законодательно, вплоть до привлечения к уголовной ответственности. Система реально работала, и многих действительно преследовали.
Диктатура стандарта – зачем это было необходимо?
Для чего был необходимы жесткие меры? Прежде всего, было необходимо сконструировать механизм стимулирования к производству качественной продукции в ситуации отсутствия рыночной конкуренции, которая могла бы служить основным стимулом в производстве продукции высокого качества. Проще говоря, стандартизация каждого вида продукции и требования к неукоснительному выполнению всех норм и правил, приписываемых стандартом, на тот момент было единственным действенным методом добиться и поддерживать качество товара на должном уровне.
Полное отсутствие рыночной системы в стране со всеми преимуществами и недостатками, преподносилось населению, как исторические завоевания социализма, которые помогают оставаться в стороне от мировых кризисов перепроизводства, которые с завидным постоянством возникали в капиталистических странах. Централизованное планирование позволяло точно рассчитать, произвести и распределить необходимое количество товаров и продукции для всей страны. Ресурсы не растрачивались на производство продукции, которая имела шанс быть не реализованной. Для народа была выдвинута идея о том, что добиваться качества продукции, ее избыточным производством и здоровой конкуренцией на рынке, как это делается в капиталистических странах, не целесообразно. Продукции необходимо производить ровно столько, сколько необходимо для нужд страны.
Как обстояли дела в действительности
На самом деле в стране наблюдался постоянный кризис перепроизводства, однако в отличие от капиталистических стран, это была не конкурентоспособная продукция, а некачественный и невостребованный товар, который не приобретался населением, а спустя время отправлялся на склад. В условиях постоянного дефицита на практически все виды товаров, главным показателем экономики считалось валовое количество произведенной продукции, вся страна стремилась выполнить намеченный план, работая между тем не на потребителя, а на «склад»! Выполнить план любой ценой, как правило, выполнялся именно ценной качества товара! Рекорды в скоростном производстве продукции, которая была бракованной, недоброкачественной и не отвечала элементарным кондициям, не только не могло решить проблему, но еще больше ее усугубляло. В стране была постоянная нехватка самых необходимых товаров.
Методы борьбы с браком
Руководству страны на тот момент лучшим выходом из сложившейся ситуации представлялось – ужесточение мер выполнения стандартов, а также стимулирование производителя выпускать качественную продукцию жесткими административными методами. В 70-х – 80-х годах, становится понятным, что репрессивные методы в отношении бракоделов не приводят к существенным изменениям, появляются определенные идеи по введению к производителю экономического поощрения в случае выпуска им качественной продукции. Однако в подобном случае появлялась необходимость дать оценку качества продукции.
Главной сложностью оценки качества являлся дефицит, при нем довольно сложно оценить истинное качество и покупательскую способность любого товара. Была введена государственная аттестация всей выпускаемой продукции по всем имеющимся категориям. Для самой высшей категории был введен почетный Знак качества, что давало право на реализацию данной продукции по более высоким расценкам. Начало внедрятся стимулирование выпуска новых видов продукции, которые выпускались под индексом «Н». На каждое предприятие, область и регион устанавливался определенный план, в котором продукция высшего качества, должна была занимать определенное процентное соотношение. За невыполнение плана предусматривался целый ряд наказаний и кроме всего прочего, лишение премий на год.
Система качества: «Сделано в СССР»
Программы «кнута и пряника», которые были основными в комплексном управлении стандартами качества, стали дополняться разработкой специальных программ, в системах управления качеством. Для каждого региона была создана своя, особенная программа. Данный метод, названный, как процесс комплексной стандартизации, который был рожден еще на оборонных предприятиях Советского Союза, стал механизмом компенсации в период отсутствия любых других механизмов контроля и поднятия уровня качества. Данные новшества послужили замечательным прототипом создания систем менеджмента, которые сегодня получили распространение во всем мире. В те годы шла решительная борьба за качество, с определенной долей успеха.
Госприемка – последний отчаянный шаг
Борьба за качество, а точнее с его полным отсутствием, напоминало труд лебедя, рака и щуки из знаменитой басни Крылова, и было одним из самых уязвимых мест в экономике социализма. Генсек Ю.В. Андропов попытался сильно ужесточить трудовую дисциплину, введя такое понятие как Государственная приемка, когда на каждое предприятие был отправлен ряд специалистов, которым было поручено осуществлять строгий контроль качества и приемку произведенной продукции.
Это было действительно замечательное начинание, было проведено много кропотливой работы. Были заложены принципы дисциплины на производстве, проводилось техническое переоснащение; на предприятиях проходило оснащение современными контрольно-измерительными приборами; разрабатывался регламент проведения операций и производственных процессов. Итог всех стараний общеизвестен – госприемка стала последним, полностью проигранным сражением за качество. Именно она сумела ясно продемонстрировать всю несостоятельность стремлений отыскать какие-нибудь способы, которые смогут заменить рыночные мотиваторы повышение качества. Серьезно стал рассматриваться вопрос о переходе к рыночной экономике.
Рыночные отношения всех рассудят
С переходом к рынку государственный контроль ушел в прошлое. Принципы работы рыночных отношений, изобилие товаров и здоровая конкуренция должны были все расставить на свои места, и стать эффективной мотивацией повышения качества производимой продукции. Контроль над качеством теперь возлагался на самих производителей, которые в стремлении продать товар, были заинтересованы в выпуске качественной продукции.
Для сложившейся ситуации больше всего подойдут слова, сказанные когда-то В.Черномырдиным: «Хотели как лучше – получилось, как всегда»! Проще сказать из столь блистательной идеи снова не получилось ничего хорошего. Ликвидация госконтроля привела к тому, что рынок быстро заполнился контрафактом и фальсификатом со всего земного шара, о каком-либо качестве здесь вообще говорить не приходилось.
Обязательная сертификация – как один из выходов
Для спасения рынка от засилья некачественными товарами была введена обязательная сертификация продукции на соответствие ее всем требованиям безопасности (не качества!) на первоначальном этапе сертификацией занимались госучреждения, те же центры метрологии и сертификации. Спустя годы данная функция вышла из под государственного контроля.