Особенности сертификации навигационного оборудования для сухопутного пассажирского транспорта
Согласно постановлению Правительства РФ №790 от 27.09.2011 г. и вступившему в действие с 01.01.2012 г., все компании, которые занимаются пассажирскими перевозками, обязаны оснащать свои транспортные средства (далее ТС) системами GPS, либо ГЛОНАСС. Оснащение данной аппаратурой является одним из обязательных требований, предъявляемым компаниям, претендующим на получение лицензии для осуществления пассажирских перевозок сухопутными ТС.
Сейчас количество марок ГЛОНАСС-навигаторов, прошедших сертификацию и подходящих для оснащения ими автомобильных или железнодорожных ТС очень мало. Подобная аппаратура подлежит сертификации не только по требованиям обычных ГОСТов, касающихся приемо-передающих устройств. Она обязана отвечать требованиям, и трех специализированных ГОСТов:
ГОСТ Р 52456-2005 «Глобальная навигационная спутниковая система и глобальная система позиционирования. Приемник индивидуальный для автомобильного транспорта. Технические требования»;
ГОСТ 30429-96 «Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от оборудования и аппаратуры, устанавливаемых совместно со служебными радиоприемными устройствами гражданского назначения. Нормы и методы испытаний».
ГОСТ Р 54024-2010 «Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления городским наземным пассажирским транспортом. Назначение, состав и характеристики бортового навигационно-связного оборудования»;
С 01.06.12 г. эксплуатация пассажирских ТС без оснащения ГЛОНАСС-навигаторами стало серьезным нарушением лицензионных правил и влечет административное взыскание (штраф), как транспортной компании, так и водителя данного ТС.
Разновидности сертификации навигаторов в области связи
Документ соответствия системы связи может выдаваться:
— на модуль связи (модем), используемый для передачи данных;
— на само устройство в целом (то есть непосредственно на навигатор или трекер).
Поскольку прошедший процедуру сертификации или декларирования модуль можно использовать в абсолютно любой модели навигационного оборудования, первый способ кажется экономически более выгодным и целесообразным. Однако в действительности он применяется нечасто.
Это связано с тем, что возникают определённого рода трудности. Так, продавец конечной продукции должен убедить торговую комиссию, потребителя или иного проверяющего в том, что именно в данном оборудовании применяется сертифицированный или декларированный радио модем. Для этого вместе с документом соответствия на сам модуль связи необходимо предоставить дополнительно любой из нижеследующих:
— письмо производителя об использовании в данном изделии декларированного (сертифицированного) модема;
— конструкторскую документацию;
— руководство пользователя, где указан состав оборудования и пр.
По этой причине предпочтительным способом декларирования или сертификации навигаторов является тот, где процедуру подтверждения соответствия проходит само оборудование, а не отдельные его комплектующие.
Подтвердить соответствие сертифицируемых приборов нормативам ГОСТ Р 54024-2010 может оказаться достаточно сложно, поскольку данные технические нормы не относятся к перечню характеристик, подтверждаемых «ГОСТ Р». Поэтому, работающие в этой системе, тестовые лаборатории, обычно не способны проверить необходимые в данном случае, параметры приборов.
Согласно ГОСТ Р 54024-2010 к навигаторам предъявляются два требования:
Наличие у приемника сигнала ГЛОНАСС/GPS не меньше, чем 24 каналов. Причем каждый из них должен обладать способностью к работе по обеим системам, с активной антенной. Предельно допустимая погрешность указания месторасположения – 10 м.
Требования к мощности передатчиков GSM 900/1800 МГц частотных диапазонов:
— GSM 1800 – по классу 1, 1 Вт (30 дБм).
— GSM 900 – по классу 4, 2 Вт (33 дБм);
Требования по количеству каналов входит в перечень обязательных метрологических характеристик приемника сигналов ГЛОНАСС /GPS. Нормативы мощности передатчиков обусловлены обязательными телекоммуникационными параметрами GSM модуля.
Мы предлагаем производителям навигаторов комплексное решение проблемы сертифицирования аппаратуры GSM/ГЛОНАСС/ GPS. Наш орган по сертифицированию имеет право подтверждения метрологических параметров навигаторов, а также, уровня погрешности определения текущего месторасположения ТС, на основании проводимого нами анализа технической документации, представляемой производителем чипов GSM/ГЛОНАСС.
Что касается требований, предъявляемых к мощности модулей GSM, то мы можем предложить регистрацию декларации соответствия вашего модуля GSM, в Федеральном Агентстве Связи, в качестве средства связи. Данная декларация подтвердит соответствие ГОСТу Р 54024-2010, а также, подтвердит соответствие вашей аппаратуры всем техническим нормам в части, касающейся связи.
Оборудование космической навигации для пассажирского транспорта в обязательном порядке должна отвечать всем требованиям указанных выше ГОСТов. Требования, предъявляемые данными ГОСТами к параметрам навигационного оборудования, уже входят условия ТЗ (технических заданий) при организации тендеров на оборудование навигационными системами ГЛОНАСС/GPS, либо ГЛОНАСС пассажирских ТС.
Только наличие соответствующих сертификатов дает возможность производителям спутниковой навигационной аппаратуры свободно принимать участие в государственных тендерах. А компании занимающиеся перевозками пассажиров после оборудования своих ТС ГЛОНАСС-аппаратурой, обладающей сертификатом соответствия, получат возможность свободно продлевать лицензии на данный вид коммерческой деятельности.